Люди, которым сегодня 14-20 лет, через очень короткое время будут составлять основу нашего общества. Какая она, современна молодежь России? Что ценит? Каковы ее устремления? Есть ли у нее признаки поколения, то есть некая объединяющая доминанта взглядов и ценностей?
Ответить на эти вопросы помогут социологи, исследователи молодежных субкультур, писатели.
К сожалению, пик интереса к проблемам молодежи остался позади. Он пришелся на 60 - 70-е годы. Сейчас исследование молодежных проблем ведется менее интенсивно. Активнее других работают исследовательские центры Института молодежи Российской Академии образования, Всероссийского центра исследования общественного мнения, а также региональные исследовательские центры в России (Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень, Владимир). Новым явлением становятся исследования молодежи, проведенные по заказу различных социальных и экономических структур: фондов, обществ, ассоциаций.
Начиная с 1995 г. сотрудники «Среднерусского консалтингового центра» (г. Владимир) изучают социокультурные и ценностные ориентации российской молодежи. В статье мы нередко будем ссылаться на результаты исследований данного центра.1
Практически все социологи приходят к выводу о сложности процессов, происходящих сегодня в молодежной среде.
Все они вынуждены признать, что социальное и экономическое положение молодежи заметно ухудшилось. В целом оно характеризуется как нестабильное, не обеспечивающее необходимых возможностей жизненного самоопределения молодежи, что проявляется во всех сферах жизнедеятельности.
Соответственно социологи отмечают изменения в сфере ценностных ориентаций молодежи.
Заметно повышается значимость личностных ценностей.
На первое место выходят такие ценности как семья, здоровье, материальное обеспечение. Этот вывод подтверждают исследования Русского консалтингового центра: конкретное воплощение успеха в жизнь молодежь видит, прежде всего, в достижении материального достатка (43,8 %), а также в любви и создании счастливой семьи (43 %). Следующим по значимости типом успеха является карьера и служебный рост.
Локальные исследования в г. Челябинске  (лицей №11) и в г. Новый Уренгой Тюменской области  поддерживают эти выводы. Так, ведущее место у старшеклассников занимают следующие цели: «получить хорошее образование», «иметь интересную профессию» (55%), «обеспечить себе материальное благополучие», «добиться финансовой независимости», «положения в обществе» (25%). Высокий ранг у студентов Нового Уренгоя имеют такие ценности как «здоровье» (1-е место), «любовь» (2-е место), «счастливая семейная жизнь» (3-е место), «интересная работа» (4-е место).
В 2000 г. ЦБС г. Миасса провела среди молодых читателей (16-18 лет) анкетирование на тему «Твои жизненные цели и устремления». Анализ анкет показал, что для юношества жизненно важными сегодня являются материальное благополучие, образование и здоровье.
Таким образом, представления молодежи о том, что такое успех в жизни, являются довольно прагматичными и вполне отвечают здоровым консервативным ценностям. Идеалом является обеспеченная и счастливая семья, построенная на любви и материальном достатке. Служебный рост, карьера, профессиональные успехи являются скорее средствами достижения этого идеала.
В Челябинской области доли ориентированных на материальный достаток и семейное счастье равны (по 40%).
Структура представлений молодых людей о самых важных для достижения успеха в жизни качествах остается неизменной на протяжении последних пяти лет. В государственном докладе Правительству Российской Федерации отмечается: «Все большее распространение получает уверенность молодых россиян в том, что можно полагаться только на собственные силы. У молодежи приоритетными становятся такие качества как индивидуализм, стремление к материальному благополучию, что сопровождается оттеснением на задний план ценностей духовного саморазвития, альтруизма, взаимопомощи».1
Во вторую очередь молодежь придает значение высокой квалификации и профессионализму, а на третье место ставит наличие полезных связей. Таким образом, молодежь вновь демонстрирует здоровый прагматизм.
Если в 1991-94 г.г. исследователи констатировали, что ценности, которые составляли цели человеческой жизни - образование, труд - резко снизили свое значение для большинства молодежи, происходило опрощение, примитивизация ценностей, выхолащивание из них духовного содержания, то в конце десятилетия картина несколько изменилась. Вновь приобрела значение ценность образования в глазах молодежи. Жизненный успех большинства молодых россиян связывается с высоким уровнем и качеством образования.
Вместе с тем стремление молодежи к образованию наталкивается на барьеры социального порядка. С одной стороны, расширяются слои молодежи, для которых недоступно не только высшее и среднее специальное, но и среднее образование. С другой - молодежь, получившая профессиональное образование, оказывается не у дел. В 1998 г. более трети подготовленных вузами страны специалистов (37,3%) не получили соответствующей работы, из выпускников средних специальных учебных заведений - почти половина (44%). Невостребованность молодых специалистов, имеющая место на протяжении всего десятилетия, предопределяет широко распространенное в молодежной среде стремление строить свои жизненные планы без их увязки с получаемым образованием, специальностью, профессией. Вот результаты одного из опросов, проведенных студентами Московского Государственного Социального университета: гуманитарии и «технари» едины в своем порыве - работать не по специальности, а за деньги. «Деньги решают все»1- таково мнение большей части опрошенных студентов московских вузов.
Каким бы не представлялся молодым людям идеал успеха, какие бы намерения они перед собой не ставили, основной сферой реализации намерений является сфера трудовых отношений. Какой же труд сегодня ценится молодежью?
Наиболее привлекательными для молодежи являются сферы: кредитно-финансовая, сфера культуры, образования и здравоохранения, органы власти и управления. Две из них можно считать по-настоящему непопулярными среди учащихся – промышленность и армия. Тем не менее, у каждой из трех групп учащейся молодежи есть своя более предпочтительная сфера деятельности: у школьников – кредитно-финансовая, учащихся ПТУ- торговля, студентов - сфера образования и здравоохранения. И все же самой престижной для молодежи является кредитно-финансовая.
Новым явлением стало существенное сближение позиций молодежи и старшего поколения в оценке советского прошлого России. Причем, наивысшая положительная оценка периода брежневского «застоя» решительно контрастирует с предельно низкой оценкой современной ситуации в России.
Общественный идеал значительная часть молодежи ищет не в будущем, а в прошлом. Этот вывод подтверждают уже упоминавшиеся локальные исследования в лицее № 11 г. Челябинска. Идеалы лицеистов выявлялись с помощью косвенного вопроса о любимом герое. 30% учащихся отдают предпочтение героям деловой ориентации (Наполеон, Цезарь, Гейтс и др.). 20%  школьников к любимым героям отнесли борцов за счастье народа, правду, справедливость (Овод, Че Гевара, Л.Н. Толстой, В. Высоцкий).
Образцами для подражания им служат различные герои истории (1-е ранговое место), наши современники (2-е ранговое место), литературные персонажи (3-е ранговое место).
Хотя времена широкого распространения в молодежной среде нигилизма в отношении своей страны прошли, остается общественной проблемой то, что четверть молодых людей не находит ничего, чем могли бы гордиться граждане России. Почти половина 15-17-летних хотели бы родиться в другой стране. Это информация к размышлению нам, библиотекарям.
В 2000 г. МУК ОГБ г. Магнитогорска провела социологическое исследование «Молодой магнитогорец – читатель сегодня». С помощью вопроса « Кого бы Вы назвали «персоной века?» библиотекари попытались узнать жизненные идеалы и приоритеты молодого поколения. Четверть опрошенных затруднилась с ответом. 17% назвали В.И. Ленина, 14% - И.В. Сталина, 12% - А. Пугачеву. Персонами века были названы также: Ф.Кастро, Б.Ельцин, М.Горбачев, Д.Сахаров, А.Ахматова, Н.Михалков, Мадонна, Н.Рерих, Ю.Гагарин, В.Высоцкий, С.Спилберг, Леонардо Ди Каприо, М.Булгаков, М. Тайсон, Ю. Шевчук. У молодых людей сейчас нет сложившихся идеалов. Это или классические образцы школьного образования или сиюминутные звезды спорта, эстрады, кино – таков вывод магнитогорских коллег.
Исследователи отмечают также рост религиозности среди молодежи, называя в качестве причин этого явления отказ от прежних ценностей, крушение прежних идеалов. Некоторые социальные и политические силы выдвигают на роль общественной идеологии религию, прежде всего православие. В последнее время много говорится о том, что религиозность - традиционная черта российского общества, что необходимо возвращаться к истокам религии. Насколько же обоснованы подобные предположения, и какое значение имеет религия для молодежи?
Социологические исследования, проводившиеся среди молодежи Новосибирской области в 1995-98 г.г. позволили сделать следующие выводы.1
Более четверти молодежи считают себя верующими. Самой распространенной среди молодежи религией является православие (26%). Ни одна из других религий не занимает сколько-нибудь значимого места, и они почти не распространены среди молодежи. По сравнению с 1995 г. число молодых людей, считающих себя верующими, сократилось. Это вызвано, прежде всего, затуханием моды на религию и связанную с ней внешнюю атрибутику. Религиозная сфера охватывает самоопределение молодежи (верующий-неверующий), но не оказывает существенного влияния ни на практическую жизнь (соблюдение обрядов, заповедей, предписаний, выбор определенной линии поведения), ни на отношение молодежи к окружающим.
Среди молодежи религия существует как вера в некое сверхъестественное начало, которое не играет на данный момент существенной роли в жизни личности. Подобная вера формализуется в виде традиционного для нашего общества христианства, не наполняясь при этом соответствующим содержанием. Таким образом, религия на текущий момент не может претендовать на роль молодежной идеологии, т.к. реально не определяет отношения и процессы, протекающие в обществе. Но это речь идет об официальной религии.
Однако большую опасность для молодежи представляют религиозные секты, получившие распространение практически во всех крупных городах России, а теперь уже и в провинции. Большое количество западных миссионеров стремится вовлечь в свои организации молодежь, тем самым нанося моральный ущерб обществу и калеча молодые души.
Итак, портрет современной молодежи России в зеркале социологии выглядит следующим образом.
С изменением идеалов общества произошла переориентация ее на материальную обеспеченную жизнь. Проблема физического выживания (или поддержания достойного уровня) выходит на первый план, заметно оттесняя духовные потребности молодежи. Ценится то, что приносит доход и позволяет удобно жить. Молодое поколение, обладая выраженным рационализмом, ориентируется на чисто прагматические ценности. Как положительный факт можно отметить то, что для молодежи приоритетной является независимость, как способность действовать самостоятельно и решительно. Это приобретение нашего времени. Очевидна потребность в жизненном и профессиональном самоопределении, полной самореализации молодежи в ближайшем будущем.
Ярким выражением духа и стиля времени, ценностей поколения современных молодых людей являются молодежные субкультуры.
Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, характерных для небольшой группы людей.
Исследователи выделяют множество молодежных субкультур в России. Остановимся на некоторых.
Как социальный феномен рассматривается наркогенная субкультура. Основой наркогенной субкультуры, ее фундаментом служит гедонистическое мировоззрение - система представлений об удовольствии как основной жизненной ценности1.Мы уже отмечали, что большинство молодежи среди приоритетных жизненных ценностей современного человека называют «материальное благополучие», «здоровье», «счастливую семейную жизнь». Однако при этом рейтинг «продуктивного труда, творческой активности», «дисциплины и самоограничения в пользу здоровья», «готовности поступиться своими интересами ради другого» оказывается весьма низким. Иначе говоря, все хотят быть счастливыми, но мало кто хочет для этого трудиться. Наркотики же создают иллюзию бесплатного удовольствия, легкого решения проблемы. Именно это во многом обусловило молодежный характер наркомании, способствовало быстрому распространению одурманивающих традиций среди подрастающего поколения.
Субкультура байкеров и хакеров2 Традиционно их относят к субкультурам соответственно спортивной и интеллектуальной направленности. Вместе с тем гонки на мотоциклах - особый, претендующий на элитарность мир мужского братства, как и уход в виртуальный мир,- можно рассматривать как своеобразный эскапизм (т.е. стремление личности в ситуациях кризиса, бессилия, отчуждения уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий.).
В качестве примера можно назвать организацию байкеров «Ночные волки», насчитывающую более 400 человек. Предводитель - Хирург. Организация отличается жесткой иерархией, дисциплиной и наличием ритуалов. У «Ночных волков» есть свой «байкерский кодекс чести», предусматривающий определенные правила поведения на дороге. Отдельным пунктом байкеры ставят искусство ухода от преследователей ГАИ. «Ночные волки» устраивают гонки на дорогах столицы, являются инициаторами и участвуют в соревнованиях ежегодного Байкер-шоу.
Хакеры (компьютерные фанаты) – от англ. слова to hack, означающего «разрубать, кромсать, резать». Хакеры «разрезают» или «врубаются» в компьютерные системы. В основном, это студенты вузов, университетов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном. Установить численность хакеров затруднительно, т.к. общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все компьютерные фанаты осознают себя  некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем. Вероятно, это дело будущего.
К новым формациям относят рейверов и роллеров  (Рэйв – в пер. с англ – бред). Неотъемлемая часть жизни рэйверского стиля – ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Распространяется в России с 1990-91 гг.
Роллерами называют любителей роликовых коньков. Несмотря на декларируемый ими здоровый образ жизни, многие из них курят и пьют.
Хотя обычно рэйверов относят к музыкантам, а роллеров - к спортивным субкультурам, общность базовых ценностей, лежащих в основе этих субкультур - легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде.
Скинхеды  - новая молодежная фашистская субкультура в России. В глазах обывателя это самая зловещая группировка. На западе больше всего скинов в среде футбольных фанатов. Обычно ничем не отличаются от всем привычной шпаны, разве что вычитали где-то несколько фраз о превосходстве белой расы. Все без исключения любят пить пиво и рассказывать, как когда-то избили негра или рэппера. Они даже не обязательно поклонники Гитлера - есть и «красные скины», которым ближе коммунистические идеалы.
Но есть среди скинхедов и действительно опасные группировки - организации военного типа. Они распространяют свою прессу, ведут свои страницы в Интернете (с ужасающими грамматическими ошибками). Это не просто поклонники курток и лысин, а самые настоящие неонацисты, которые периодически обмениваются опытом с зарубежными коллегами. В России появились в начале 90-х годов.
Еще одно новое направление в молодежной субкультуре или увлечение - музыкальные радиостанции и каналы. Основной недостаток - исполнителей современной музыки слишком много и они воспринимаются неоднозначно. Продукции невысокого уровня также достаточно. Но есть и ценители хорошей музыки, не загружающие голову всем подряд. На музыкальных каналах имеются познавательные программы о звездах мировой музыки, о разных стилях и направлениях и т.д. Многое можно отметить со знаком плюс, но если человек больше ничем не интересуется, его духовный мир замыкается на развлекательной индустрии, разговоры «о пагубном влиянии Запада» уместны и оправданы.
В последние годы наиболее активно и динамично развивается субкультура толкиенистов.1 Наверное, это самое безобидное и идеалистическое направление. Толкиенисты-поклонники литературного наследия Дж.Р.Р. Толкиена.
Сегодняшняя молодежь мало читает классическую литературу и больше времени  проводит у компьютера. Но есть один автор, популярность которого очень высока. Его книга «Властелин колец» признана книгой XX столетия. По жанру - это сказка. Однако многие находят в ней определенный подтекст и философский смысл. Поклонники Толкиена ведут особый образ жизни. Они представляют себя героями книг Толкиена, готовят соответствующую атрибутику и одежду, дерутся на деревянных шпагах и мечах, поют песни под гитару и просто общаются. Появился социокультурный феномен – ролевые игры по книгам Толкиена. Здесь много талантливых и кем-то непонятых людей. Это отдельный мир, напоминающий «хиппи», ценность которого - самопознание. Есть странички толкиенистов в Интернете. Отрадно, что в современном обществе появилась субкультура, объединяющая фанатов, пусть даже одного, писателя.
Такова неполная, но пестрая картина молодежных субкультур и движений. Каждая со своим стилем и образом жизни, ценностными ориентирами.
Наш разговор о современной молодежи был бы неполным без упоминания двух произведений: романа Виктора Пелевина «Поколение ПЕПСИ» (М., Вагриус, 1999) и романа Дугласа Коупленда «Поколение Икс» (Иностр. лит.- 1998.-№ 3).
Термин «Поколение Икс» появился сразу после выхода в 1991 году романа Д. Коупленда с точно таким же названием и подзаголовком «Сказка для ускоренного времени».
Поколение Икс трактовалось как «поколение-загадка», «поколение-уравнение» (которое общество должно решить), «неизвестное поколение».
Роман превратился в культовое произведение, слухи о котором передавались из уст в уста. В 1998 году «Поколение Икс» перевели на русский язык, и сразу же было заявлено о том, что написанное Коуплендом очень близко мироощущению двадцатилетних в России, что по знакомству с ним определяется «продвинутость» молодых людей, что в нем ярко выражены дух и стиль времени.
Портрет поколения конца тысячелетия, нарисованный Коуплендом, выглядит так: ему присуще рациональное отношение к бытию, «поколение Икс ведет себя чудаковато, странно, «не по правилам» и не вписывается в этот мир».
К своим безусловным ценностям те, кому от 20 до лет Иисуса Христа, относят «qualite time» – насыщенное время.
В романе нет этого выражения, но есть образ «времени - прожитого не зря» - это общение, становящееся почти ритуальным, «рассказывание историй».
Это книга о трех молодых людях, живущих в Калифорнийской пустыне около Палм-Спрингс, навещающих на рождество родителей и рассказывающих друг другу (и читателю) различные байки.
Ведь предыдущие «классические» поколения характеризовались присущим им в силу исторических условий воспитания духовным модусом (обликом), а для поколения Икс показателен некоторый подвижный и постоянно расширяющийся список товаров, куда входят не только материальные объекты, но и особые, нередко экзотические стили существования.
Размышляя о том, что сближает современную российскую молодежь с героями «Поколения Икс», молодой историк Сергей Антоненко говорит: «…само понятие «работа» не просто обесценилось, а оказалось совершенно утрачено. В ситуации, где слово «бандит» стало обозначением вполне респектабельного вида деятельности, работа как образ творческого преобразования мира или как способ личной самореализации - исчезла. Она существует теперь лишь в качестве средства выживания. Уничтожилась связь между образованием, профессией и тем, как человек  зарабатывает себе на хлеб. Большинство моих сверстников вынуждено работать не по специальности: ведь прежняя система образования не соответствует номенклатуре «новых» профессий. Следовательно, потеряли смысл школьные вопросы «Кем быть», «Кем я хочу стать?» - закончу какой-нибудь техникум, преобразованный в академию, научусь владеть компьютером и стану работать на фирме. Профессия, «ремесло» не может далее быть объектом жизненного выбора.
Работа для поколения «Икс» в России - исключительно средство, никогда не цель. То, что для людей  классического буржуазного или социалистического общества находилось в центре их личности, у поколения конца тысячелетия оказалось вытеснено на периферию».1
Итак, мы выяснили, каким видят молодое поколение социологи, исследователи молодежных субкультур, писатели. А как оценивают себя сами молодые люди?
Социологи предложили старшеклассникам московских средних школ ответить на вопросы анкеты, касающиеся морального облика современной молодежи, и выяснилось, что подростки не согласны со многими общепринятыми утверждениями.2 Так, старшеклассники резко возражали против того, что им свойственны стремление заработать любой ценой, жажда наживы.
Молодое поколение оценивает себя как главный фактор устойчивости, развития России в XXI веке, движущую силу коренных преобразований в обществе. Молодое поколение верит в то, что следующий век будет веком расцвета нашей страны.